В 2002 году один весьма состоятельный покупатель заплатил 180 000 юаней - почти 28 000 долларов США - всего за 20 г легендарного темного китайского улуна Да Хун Пао. Цена эта оказалась невообразимой даже для культуры, на протяжении полутора сотен лет высоко ценившей чай (китайская система классификации чая заставляет французские вина выглядеть поистине скромно) и возведшей чаепитие в ранг искусства.

 

Цена оригинального Да Хун Пао не равнозначна его весу, выраженному в золоте, - она в 30 раз выше: 1400 долларов за грамм, что составляет более 10 000 долларов за один чайник такого чая! 

 

Этот один из самых дорогих чаев в мире выращивают в провинции Фуцзянь, на юго-востоке Китая. Именно благодаря чаю головокружительные карстовые ландшафты Уишаня приобрели мировую известность несколько веков назад. Дожди, омывая известняковые вершины, широкими потоками спускаются здесь с гор в виде рек и водопадов. Их обогащенные минералами воды во многом и формируют особый вкус чая. 

 

В Уишане можно обнаружить на удивление много Да Хун Пао по весьма доступным ценам. В то время как выдержанные или антикварные варианты этого чая продаются по баснословно высоким ценам, килограмм вполне хорошего качества Да Хун Пао в Уишане можно приобрести за 100 долларов. Но любой оригинальный Да Хун Пао всегда происходит с оригинальных, “изначальных” деревьев. Заоблачная цена антикварных видов объясняется тем, что деревьев таких практически не осталось, а те, что есть, в силу возраста дают очень скудный урожай.

 

Да Хун Пао ценят не только китайцы. В 1849 году британский ботаник Роберт Форчун приехал в горы Уишаня с секретной миссией, являвшейся частью агропромышленного шпионажа, в котором Британская Ост-Индская компания весьма преуспела. 

 

В те времена - равно как и сейчас - британцы были буквально одержимы чаем, а Китай, из которого они вывозили шелк и фарфор, был единственным местом, где они могли его раздобыть. Британцы задались целью проделать с чаем то же, что Ост-Индская компания сделала с другими ценными растениями: украсть семена (а лучше - саженцы) и посадить их в другом месте - в Индии. Удача в этом деле сулила Британии куда меньшую зависимость от Китая в будущем.

 

Но британцам это не удавалось. Семена, украденные шпионами в Гуандуне, просто не росли, а местные виды индийского чайного куста - отличные от их китайской разновидности - не давали продукта с желаемым для британцев вкусом.

 

И тут на сцену вышел Форчун. Целью его было найти лучший китайский чай - Да Хун Пао - и научиться его выращивать. Поскольку практически вся территория Китая в те времена была закрыта для иностранцев, самой важной частью его миссии стала хорошая маскировка. Форчун нанял слугу, подстригся, обзавелся характерным для тех времен китайским хвостиком и отправился на поиски вожделенного чая.

 

 

 

 

Так же, как и сегодня, чайные плантации поднимались по горам и окружали их с разных сторон, спускаясь по узким ущельям между высоких скал и занимая даже самые крутые склоны. И так же, как и сегодня, небольшая кучка чайных кустов могла располагаться на какой-нибудь каменной террасе головокружительной известняковой скалы с тремя вырезанными в них красными китайскими иероглифами, обозначающими название чая: Да Хун Пао - Большой красный халат - увековеченное в названии чая воспоминание о красном халате, подаренном давным давно в благодарность за чудесное исцеление.

 

 

 

Форчун расположился в монастыре Тянь Синь Юн Лэ, над Да Хун Пао и за праздными беседами о том, собирают ли обезьяны чайные листья или делают ли девственницы лучший чай, ботанику удалось раздобыть семена, саженцы, а также секреты культивирования чая. Достигнув Индии, эти семена, скрещенные с местными индийскими разновидностями, должны были положить начало индустрии, оцениваемой сегодня в триллионы долларов в год.

 

Семена-то хитрый британец раздобыл. Только вот не раздобыл он секрета производства самого чая. На этом и закончилась чайная миссия британцев по овладению Да Хун Пао.

 

Монастырь Тянь Синь Юн Лэ был основан в 827 году. В 1958, во времена правления Мао, монахи были изгнаны из храма, а вместе с ними - практически утрачено знание о производстве чая. Храм стал прибежищем для местных крестьян. Только в 1990 году туда вернулся первый монах, постепенно набравший себе учеников. Примерно тогда же здесь стало возрождаться и производство чая. 

 

 

 

Оригинальные чайные деревья Да Хун Пао - некоторым из них сегодня уже по 350 лет, и в скором времени они, очевидно, перестанут давать свой бесценный урожай - растут на территории храма. Производство подвергалось тщательному контролю - несколько сотен граммов чая, ежегодно производимых деревьями, оставались в собственности государства, и до недавних пор к деревьям была приставлена вооруженная охрана. 

 

С гибелью этих чайных деревьев-долгожителей миру останется лишь хорошего качества чай по вполне приемлемой цене.

 

Грустно конечно, но, с другой стороны, зачем нам антикварный Да Хун Пао, если мы не можем себе его позволить? Как говорится, “лучше синица в руках чем журавль в небе”. Вот такую “синицу” мы вам и предлагаем: высокого качества Да Хун Пао по очень демократичной цене. 

 

Источник: www.bbc.com