Как-то один психолог пошутил по поводу того, как на самом деле примитивно звучит главное желание большинства женщин: “много есть и не толстеть”.
По мнению многих (слышали отзывы - знаем, о чем говорим) грубейшая жизненная несправедливость заключается в том, что кто-то может “жрать в три горла” (простите за наш французский) и ему хоть бы что, а кто-то - считать каждую потребленную калорию (порой - в буквальном смысле), сидеть на диетах из Генмайчи и постоянно себя ограничивать, чтобы только не пришлось полностью обновлять гардероб.

 

Одного простого объяснения такой несправедливости, по мнению Кэтлин Мелансон, профессора нутрициологии из Университета Род Айленда, не существует. Она утверждает, что здесь повинен целый ряд факторов: генетических, пищевых и даже поведенческих. Естественно, каждый случай уникален, и доля влияния тех или иных факторов варьирует от случая к случаю. Любят, все-таки, эти исследователи все усложнить и затуманить…

 

 

 

В народе в данном вопросе принято винить в основном тип телосложения, особенности метаболизма и дурные привычки. Однако, по мнению Мелансон, главный виновник всего - восприятие. Она утверждает, что те, про кого говорят “не в коня корм”, на самом деле едят столько же, сколько и остальные, просто в то время, пока их не видят, они потребляют меньше пищи. Кроме того, возможно, что эти люди едят медленнее, быстрее наедаются и останавливаются раньше других. Просто их “раньше” может совпадать по времени с моментом, когда другие тоже закончили есть, умяв при этом значительно больше.

“Если бы вы подсчитали калории, потребляемые этими людьми, вы бы наверняка заметили, что они вовсе не едят так много, как вам кажется”, - говорит доктор Фрэнк Гринуэй, главный медицинский офицер Биомедицинского исследовательского центра Пентагона.

 

 

 

 

Другим объяснением данного феномена может быть физическая активность. И речь здесь вовсе не о хождении в фитнес-центры или наматывании кругов по парку. Некоторые люди просто больше двигаются, даже не будучи атлетами. Они могут, например, постоянно ерзать, быстрее ходить, иметь более активную работу или проводить день в вечной погоне за своими детьми. По словам Мелансон, существуют доказательства того, что потребность больше двигаться может быть обусловлена генетикой. Активное движение способствует ускорению метаболизма и приводит к увеличению числа митохондрий в мышцах клеток. А митохондрии - это настоящие энергетические установки, создающие энергию и одновременно использующие ее для движения. Их число прямо пропорционально сжигаемым калориям.

 

Есть у ученых также немногочисленные доказательства того, что некоторые люди и без специальных физических нагрузок просто рождены сжигать большее количество энергии. Это может быть обусловлено определенными психологическими особенностями, позволяющими этим людям естественным образом регулировать количество потребляемых калорий без насилия над собой. С помощью системы регулирования аппетита - нервных импульсов и гормонов, циркулирующих по нашему телу с кровью - организм сообщает нам о голоде или - наоборот - сытости. Однако, у одних эта система может быть более чувствительной, чем у других.

 

Важную роль в системе регулирования насыщения играет гормон лептин. Он участвует в определении количества пищи, необходимого нам в течение длительных периодов времени, а не только в ближайший прием пищи. Так, люди с более чувствительной системой регулирования могут возвращаться за добавкой несколько раз, однако в дальнейшем чувствовать сытость на протяжении нескольких дней и, соответственно, есть меньше. Организм таких людей способен “откалибровывать” свой энергетический баланс, получив сигнал о насыщении.

 

 

 

Безусловно, говоря о причинах предрасположенности к набору веса, нельзя игнорировать генетику. Согласно исследованию, опубликованному в 2019 году на портале Публичной научной библиотеки, на сегодняшний день исследователям удалось выявить более 250 различных участков в ДНК, прямо или косвенно связанных с ожирением. В рамках исследования сравнительному анализу были подвергнуты 1 622 человека с низким индексом массы тела, 1 985 человек с тяжелой стадией ожирения и 10 433 человека с нормальным весом. В результате было установлено, что люди из первой группы имели гораздо меньше генов, связанных с ожирением. Однако, согласно утверждению исследователя Инес Барросо, доктора из Кембриджского университета, принявшей участие в проведении исследования, гены все же не играют определяющей роли в вопросе массы тела. По ее словам, не было обнаружено ни одного гена, который бы однозначно либо предупреждал развитие ожирения либо, наоборот, способствовал ему. Можно, например, встретить немало людей, генетически предрасположенных к ожирению, которые им, однако, не страдают.

 

В конечном итоге, вопрос массы тела носит комплексный характер: наша склонность к набору веса или сохранению его в норме не является предопределенностью. В то же время, мы не можем контролировать данный процесс в полной мере. С одной стороны, по словам Мелансон, не существует волшебной кнопки, которая бы позволила нам есть все, что душе угодно, без вреда для фигуры. С другой - лишний вес отнюдь не всегда обусловлен недостатком самоконтроля.

 

Пока ученые ломают копья в поиске истинных причин тех или иных жизненных явлений, обычному человеку, желающему сохранить свой вес в норме, остаются физическая активность, сбалансированный рацион, снижение потребления сахара и соли (да-да, кофе и чай лучше пить без сахара!), пища, богатая антиоксидантами (например, зеленый чай), тщательное пережевывание и непременно интересное хобби, способное в нужный момент отвлечь от еды.

 


Источник: https://www.livescience.com/